Древняя Япония, эпоха Дзёмон

Автор: , 21 Янв 2017

Япония, или по-местному Ниппон — переводится как страна восходящего солнца. Наши представления о ней крайне скудны, и часто ограничиваются лишь местной экзотикой, аниме, да фильмами про якудзу. Причина этого не только в больших расстояниях между Европой и Японскими островами, но и в том, что долгое время жители этой страны старались держаться обособленно от всего остального мира. И даже в наше время, с бурным развитием интернета, который связал самые отдаленные уголки планеты, ситуация практически не изменилась. Мы очень мало знаем как о настоящем Японии, так и прошлом этой страны.

В доступной литературе древняя история Японии выглядит непривычно короткой и очень скудной на события. По сути, она начинается только в примерно период знаменитой персидской империи, в середине первого тысячелетия до нашей эры, с приходом на Японские острова волны миграции из Кореи и Китая. Мигранты принесли сюда практически все, что мы связываем с понятием «цивилизация», от рисоводства — до металлургии. До них, почти десять тысяч лет был период «Дземон» — дремотное состояние загадочной працивилизации, чем-то напоминающей наше Триполье. Пожалуй главное, чем известен данный период — это керамика с одноименным названием, сколь древняя — столь и вычурная.

UKlSs0pqrHw

Керамика Дзёмон — это разнообразные по форме и декору, по качеству глины сосуды, светильники, урны, изготовлявшиеся на протяжении многих веков от VIII тысячелетия до н. э. примерно по 400 год до н. э. Распространенные на всей территории Японии, они предназначались не только для нужд повседневного быта, но и являлись важнейшей принадлежностью магического ритуала, причем художественные, религиозные и утилитарные начала выступали в нерасторжимой слитности

Исполнение керамических изделий в период неолита было не просто ремеслом, но одновременно и священнодействием. Моделируя форму, покрывая ее изощренным лепным узором, человек той поры как бы моделировал и все мироздание. Мощное пластическое начало способствовало особой убедительности замысла. Независимо от размера изделия мастер лепил его сам, без помощи гончарного круга. Обильный и разнообразный орнамент был столь же скульптурным, как и форма.

Буйное разрастание орнамента стало главной отличительной чертой керамики Дзёмон. Узоры словно воспроизводят стихийную необузданность природных сил. Сосуды поражают своей фантастичностью. Они кажутся порождением грозных сил, скрытых в недрах гор, в океанских глубинах.

Идея охраны посевов и очага нашла свое наиболее развитое воплощение в небольших глиняных фигурках идолов — догу, появившихся в конце среднего и на поздних этапах периода Дзёмон. Это были обычно небольшого размера (от 12 до 25 см) скульптурные изображения духов плодородия. Весьма условно трактующие человеческое тело, распластанные и схематизированные, почти сплошь покрытые резным и лепным магическим декором, они по своему орнаментальному решению близки сосудам. Тела, лица, одежды этих странных существ так фантастичны и так подчинены динамике и изощренному ритму узора, что подчас лишь с трудом угадывается их антропоморфная сущность. Напряженная экспрессия тонкого орнамента, огромная витальная сила, заключенная в преувеличенных и искаженных чертах этих духов природы, свидетельствуют о том, насколько важными представлялись необычные свойства их внешности. Такие вот доисторические космонавты, как иногда их трактуют поклонники палеоконтакта :)

Различные варианты фигурок догу были обнаружены в местах неолитических японских поселений. Возможно, они служили амулетами. В пользу этого предположения свидетельствуют их миниатюрность, плоскостность, тщательная обработка поверхности. По сравнению с древними сосудами они выполняли более частные функции, являясь покровителями плодородия, свадеб, рождения. Вместе с тем, подобно сосудам, они неразрывно связаны с поклонением высшим силам природы — дождям и грозам, горам и светилам, знаки которых в виде зигзагов и треугольников, полукружий и дисков украшают туловище догу, а подчас заменяют лицо и голову. В волнообразном ритме орнамента фигурок воплотились также культы морских стихий и прибрежных скал. Не являясь изображениями божеств, догу предназначались для того, чтобы умилостивить и сдержать божественные и грозные природные стихии. Таким образом символика явлений природы постепенно приобретала все более конкретное и разнообразное воплощение в пластическом искусстве древней Японии. На примере догу видно, что в конце периода Дзёмон начался процесс своеобразного переосмысления значимости видов искусства. В то время как керамические сосуды стали утилитарными, утратив свои магические функции, скульптура, напротив, эти функции унаследовала и развила.


About the author

Комментарии

Ваш отзыв