Самаритянское письмо

Автор: , 25 Окт 2016

САМАРИТЯНСКОЕ ПИСЬМО – консонантный алфавит семитского типа, единственный из сохранившихся доныне, который восходит непосредственно к финикийскому письму (к его монументальной разновидности). Письмо культа иудаистской секты самаритян (שׁוֹמְרוֹנִים шомроним по-еврейски «хранители»). До 15 в. на западном берегу реки Иордан в Палестине сохранялся самаритянский диалект арамейского языка. Позже на самаритянской графике писались и еврейские тексты. Самария (שומרונ Шомрон) – столица Израильского царства, основана в 875 до н.э. и разрушена через 153 года ассирийским царем Саргоном II. После восстановления Самария была окончательно уничтожена римлянами в 67.

0_bc59e_a9ef111_orig

Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше, оставшихся в Палестине после ассирийского завоевания. Евреи же видят в самаритянах мидийских колонистов кутиев, которые лишь частично приняли иудаизм (самаритяне признают лишь Пятикнижие-Тору). Евреи презирают самаритян: по возвращении из ассирийского плена они не получили от последних помощи в восстановлении разрушенного храма Соломона в Иерусалиме.

Сейчас самаритяне – этноконфессиональная группа Израиля, не идентичная евреям (в обиходе используют арабский язык, но также хорошо владеют и ивритом). Живут они в основном в г. Наблусе (Шхеме), в квартале Кирьят-Луза (Неве-Кедем) у горы Гризим на Западном Берегу реки Иордан. и в Холоне, пригороде Тель-Авива, где есть особый самаритянский квартал Шхунат-шомроним (Неве-Пинхас). Там же действует самаритянская синагога, выходит самаритянский журнал אב («Алаф-Бит»). Центр самаритянского культа – вершина горы Гризим, где некогда стоял их храм. Самаритяне Холона сейчас говорят на иврите, а в Наблусе – на сиро-палестинском диалекте арабского, однако культовые тексты до сих пор записываются оригинальной письменностью.

Самаритянский язык представлен в «Самаритянском таргуме», 4 в. и в более поздних источниках. Известен труд средневекового ученого Табии бен Дарта о диакритических знаках самаритянской письменности.

Еще в начале периода возвращения в Сион из Вавилонского плена лидеры Самарии во главе с Санваллатом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.

По началу самаритяне поддерживали Александра Македонского в его завоевании Израиля, но позже созгли его наместника. В наказание Александр разрушил город, именно после этого самаритяне поселились в Шхеме, который стал их религиозным центром.

Самаритяне не участвовали в восстании Хасмонеев, а в правление Гиркана I Иоханана вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 до н. э. Иоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем – лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Иоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.

Сыновья Ирода I, которым он завещал власть, – Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп I – были детьми его самаритянской жены Малтаки.

По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361-363). Они поднимали несколько восстаний во главе с Баба Рабой; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа. Во время восстаний 484 г. и 529 г. самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 и Юлиануса в 529).

Эпоха арабского владычества – период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Израиля крестоносцами превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.

В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии кохенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты. В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения. В 1842 они обвинены в безбожии. Главный раввин Иерусалима Аврахам Хаим Гагин (1787-1848) официально подтвердил, что самаритяне – ветвь народа Израиля, избавив их от полного истребления.

В 1954 все самаритяне Израиля, кроме живших в Шхеме, были переселены в Холон, а в 1963 в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема. Когда в 1993 было принято решение вывести израильские войска из Шхема, шхемские самаритяне потребовали, чтобы на район Кирьят-Луза распространился статус израильского поселения, но в этой просьбе израильское правительство им отказало. В то же время на самаритян распространяется «Закон о возвращении», поэтому все самаритяне имеют израильское гражданство и, при желании, могут переселиться в Израиль. В Палестинском законодательном совете первого созыва (1996-2006) за самаритянами был закреплен один депутатский мандат в округе Наблус.

Организация ЮНЕСКО занесла самаритян в «красную книгу» этнических групп, которым грозит исчезновение. Это, в частности, даёт возможность самаритянской молодежи получить бесплатное образование в любом университете мира.

Самаритяне занимают первое место в мире по количеству издаваемой печатной продукции на душу населения. Правда, не так уж и много надо издавать, если «душ населения» всего 705 (по данным на 2007).


About the author

Комментарии

Информационный портал Москвы Видео-новости Москвы Компании г. Москва

Ваш отзыв