Крито-Минойская и Кикладская цивилизации как прообраз Атлантиды

Автор: , 22 Окт 2016

Вот уже более двух тысяч лет ведутся поиски легендарной Атлантиды, упомянутой в диалогах Платона. Периодически появляются сообщения о якобы обнаружении Атлантиды в самых разных регионах планеты. Так что стоит за этими преданиями? Только ли фантазии Платона, или отголоски действительно имевших место событий? Тексты Платона позволяют соотнести жителей Атлантиды вовсе не с чем-то мифическим, а со вполне реальной, существовавшей в древности Кикладской цивилизацией — ближайшей родственницей минойцев. Согласно версии известного греческого исследователя и археолога Маринопулоса, Атлантида располагалась там, где сейчас находится небольшой остров Санторин. А крито-минойская цивилизация — это отголосок знаменитой Атлантиды.
В 17 веке до нашей эры на острове Санторин произошло извержение вулкана, которое носило взрывной характер. В результате часть острова была просто уничтожена взрывом, а другая часть опустилась под воду. И то что мы видим сейчас — лишь крохотные остатки бывшего острова Санторин. В ходе этих драматических событий возникло мощное цунами, которое накрыло лежавший неподалеку остров Крит и практически уничтожило древнюю крито-минойскую культуру. А сведения об этой катастрофе и легли в основу предания об Атлантиде.

santorini

Крито-минойская цивилизация является третьей по древности в истории после Шумера и Египта. И если Месопотамию можно назвать чем-то вроде Европы древности, Египет — Соединенными Штатами древнего мира, то Крит чем-то напоминал современную Японию в плане как своей островной природы, самобытности, так и уровня развития, на тысячелетия опередившего свое время.

За четыре тысячелетия до нашего времени жители Крито-Минойской цивилизации создали на острове процветающую страну. Её центрами были несколько так называемых «дворцов» — уникального явления в строительстве, когда целый город являл собою один сплошной гигантский дворцовый комплекс. Аналогов подобному больше не знала история мировой цивилизации.
Обнаружены дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Дворцы, открытые на Крите, стенами буквально срастались с окружавшими их городскими кварталами, становлясь с ними единым целым.

«Канути», или Кносский дворец как называют его нынче — несомненно, это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов, «главный герой» с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток. Список можно продолжать бесконечно. По большей части свою широкую известность Дворец в Кноссе получил благодаря частичной реконструкции Сэра Артура Джона Эванса. Реконструкция и по сей день вызывает массу споров, но, как бы то ни было, благодаря ей многие туристы могут с легкостью познакомиться с Минойской архитектурой, увидеть, как выглядели Минойские дворцы.

4

Впечатляющий и величественный дворец Канути был построен в 4 км к югу от современного города Ираклион. Это был самый роскошный и самый большой на острове минойский дворец размером примерно 180 х 130 м, вмещавший в себя более 1000 помещений, развитую систему канализации, склады, просторные залы и дворы.

3182__dsc6609-1_low_res_copy

Для современного мира Дворец Канути заново открыл в 1878 году критский собиратель древностей и купец Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману (из писем обнаружившего их Миноса Калокериноса). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями и скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ этим планам не было суждено осуществиться.

dolphin_mural_knossos

Систематические раскопки территории начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Поскольку англичан интересовал период до 1450 г. до н. э. (т. н. новодворцовый), все более поздние слои были уничтожены. Параллельно с раскопками велось воссоздание руин в «первоначальном виде» (как его представлял себе сам Эванс). В связи с этим в настоящее время рядовому туристу не всегда просто отделить останки древних построек от того, что было достроено Эвансом.

4-8bull-leapingfrescofromthepalaceatknossos1323911747697

Этот дворцовый комплекс был больше, чем просто жилище царя, жрецов и сановников. Он являлся экономическим и административным центром, вокруг которого простирался славный город Кносс с населением около 90000 человек. Развалины, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат уже второму дворцу Кносса. Ранее, на том же месте существовал первый дворец, который был построен предположительно в 1900 г. до н.э., но был разрушен около 1700 гг. до н.э. во время мощного землетрясения на Крите. Возведение второго дворца на том же месте ознаменовало начало «Новодворцового периода». Дворец в Кноссе просуществовал примерно до 1450 г. до н.э., на долгое время оставив после себя одни только легенды, предания и немногочисленные остатки былой славы…

4-041350264092762

Именно тогда начинается великое время сенсационных открытий, закладывается фундамент огромной главы в истории великой и высокоразвитой цивилизации, существовавшей на Крите несколько тысячелетий назад. Интерес к исследованиям был настолько велик, что раскопки Кносса велись с фантастической, даже по нынешним меркам, скоростью. Каждый новый день дарил новые открытия. Здесь были найдены бронзовые сосуды, каменные вазы, знаменитая статуя Богини плодородия, игральная доска, фреска «Принц с лилиями» и многие другие находки, большинство из которых были перемещены в Археологический музей Ираклиона. Минойская — такое имя дает Артур Джон Эванс обнаруженной цивилизации и ее культуре. Раскопки позволили получить ответы на многие вопросы, оставив при этом и много неразгаданного. В частности, обнаруженное Эвансом «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б», которое до сих пор не поддается расшифровке. Помимо раскопок, Артур Джон Эванс принимает решение о частичном восстановлении дворца, что является поводом для, порой, очень резкой критики. Мы же, благодаря проделанной работе Эванса, имеем прекрасную возможность прикоснуться к истории великой Минойской цивилизации, перенестись в прошлое и хоть немного представить себе, как жили люди несколько тысячелетий назад.

knossos_palace_by_jubran-d32m3xg

Лабрис — символ минойской цивилизации, двусторонний церемониальный топор.

493px-labrys-symbol-transparent-svg

Американский археолог Мария Гимбутас видела в греческих лабрисах отголосок доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини. С точки зрения Гимбутас и её последователей, критский лабрис, повторяя форму бабочки, символизирует материнское начало. Сегодня между прочим популярный символ у лесиянок, извините :)

museu_arqueologic_de_creta21

Минойское «Линейное письмо А», официально-деловая письменность древнего Крита. Около 80 знаков являются слогами, и ещё несколько сот — иероглифами. Наряду с более поздним упрощенным «линейным письмом Б» является одной из двух дешифрованных письменностей минойцев. Дошедшие до нас памятники в основном представляют собой учётно-бухгалтерские перечни имущества.

547px-0726_la_canee_musee_lineaire_a

linear_a_tablets_filt

Самый загадочный артефакт крито-минойской письменности, «фестский диск». Исписанный иероглифами не похожими даже на «линейное письмо», этот артефакт не дешифрован до сих пор. Иероглифы настолько необычны, что несмотря на всемирную известность находки никто не может найти ничего подобного нигде в мире, а злые языки частенько твердят о подделке. Письменность легендарных атлантов? Кто знает…

%ce%b4%ce%af%cf%83%ce%ba%ce%bf%cf%82_%cf%84%ce%b7%cf%82_%cf%86%ce%b1%ce%b9%cf%83%cf%84%ce%bf%cf%8d_%cf%80%ce%bb%ce%b5%cf%85%cf%81%ce%ac_%ce%b1_6380


About the author

Комментарии

Ваш отзыв